Безопасное ускорение: зачем «РТК-Солар» запускает программу акселерации стартапов

Как стало известно Forbes, российский разработчик решений в области информбезопасности «РТК-Солар» решил поддерживать проекты на ранних стадиях развития. Для этого «дочка» «Ростелекома» создает акселерационную программу, на которую до 2025 года направит до 1100 млн рублей — 2–5% от объявленных в прошлом году инвестиций в ИБ-технологии в размере 22 млрд рублей. Найти подходящих кандидатов для вхождения в их капитал сейчас непросто и у «РТК-Солар» будет много работы, предупреждают эксперты: несмотря на открывающееся окно возможностей и на то, что рынок ИБ перекраивается из-за ухода зарубежных вендоров из страны, выбор проектов в этой области пока невелик

Алло, мы ищем стартапы

«РТК-Солар» создает акселерационную программу для инвестиций в компании на ранних стадиях. «В 2021 году мы планировали развиваться за счет создания собственных продуктов inhouse, — рассказывает Forbes директор департамента управления активами и M&A «РТК-Солар» Игорь Хереш. — Год назад мы объявили о начале большой инвестиционной программы: 22 млрд рублей с горизонтом до 2025 года на развитие технологий кибербезопасности — перспективные стартапы, более зрелые компании и собственные разработки».

Однако спустя год в компании пересмотрели этот подход. «Сейчас мы понимаем, что это не обеспечит нам необходимый темп развития, так как собственные разработки — это долго, дорого и не всегда эффективно. Поэтому добавили такое направление, как вход в капитал тех или иных российских игроков инфобеза, — говорит Хереш. — Не все зрелые компании могут предложить качественные продукты, которые нам необходимы. Поэтому мы принимаем решение инвестировать в компании на более ранних стадиях. Для этого мы создаем акселерационную программу, у нас будет внутренний трекинг, который позволит молодым компаниям стать более зрелыми». По словам Хереша, изначально стратегия компании содержала все направления — и inhouse R&D, и M&A, и стартапы: «Чтобы всю вертикаль охватить, двигаемся последовательно. Но объявляем о начале активности постепенно, когда появляются первые результаты, когда мы готовы к масштабированию этого направления».

При работе с новыми технологиями и продуктами (disrupt) обычно направляют 2–5% от инвестиций на высокорисковые инициативы с целью проверки гипотез развития, уточняют в «РТК-Солар»: «Мы планируем идти примерно так же». Таким образом, на программу акселерации компания может направить 440–1100 млн рублей. Проектов, потенциально представляющих интерес для «РТК-Солар», не так много, поэтому нет смысла вводить ограничивающие критерии отбора, рассуждает Игорь Хереш: «Мы готовы рассматривать широкий спектр ниш и продуктов, в том числе с отдачей через 3+ лет». Уже есть стартапы, с которыми «РТК-Солар» прорабатывает форму партнерства и поддержки, но разглашать их названия в компании до завершения сделки отказались. «Своей акселерационной программой мы запускаем миллион мальков, которые могут вырасти в полноценные компании», — надеется Хереш.

Прыгнуть в окно возможностей

Уход зарубежных вендоров с российского рынка «прорубил» окно возможностей для российских ИБ-компаний. «С одной стороны, он лишил нас, вендоров в том числе, большого количества привычных решений, а с другой — создал стремительный рост спроса, — рассуждает Игорь Хереш. — Это дает возможность заместить их при наличии технологий и инвестиций. Если раньше мы замечали эту возможность только на рынке IT, то теперь она активно развивается в ИБ».

По результатам опроса IT- и ИБ-специалистов, проведенного ГК «РТК-Солар», 84% из них планируют переход на отечественные средства защиты, а 76% начнут его реализацию уже в течение этого года. Несмотря на высокий спрос, рынок инфобеза очень небольшой, указывают в «РТК-Солар», ссылаясь на данные TAdviser — это всего 230 компаний. В компании прогнозируют, что к 2026 году число российских игроков на рынке ИБ вырастет на 30%. Стимулирующими факторами роста станут кратный рост угроз национальной кибербезопасности и усиление регуляторного давления. Также этому будет способствовать благоприятная налоговая политика для IТ-компаний и тренд на импортозамещение.

Об уверенно идущем процессе импортозамещения в сфере кибербезопасности свидетельствует и недавний отчет Центра стратегических разработок (ЦСР). По его данным, на отечественном рынке продуктов средств защиты информации в 2022 году доминирующее положение российских вендоров значительно усиливается: «Они занимают 70% рынка (в 2021 году — 61%), тогда как доля зарубежных продуктов продолжает снижаться существенными темпами». Объем рынка кибербезопасности в 2022 году составил 193,3 млрд рублей, рост — на 4%, оценивает ЦСР. Помимо растущего рынка, доступного для российских компаний, к факторам, влияющим на его динамику, относится и то, что самих угроз безопасности становится больше, и это связано не только со «спецоперацией»*, считает партнер Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), директор «Акселератора ФРИИ» Дмитрий Калаев. «Компьютеров, телефонов и гаджетов, которые можно взломать, становится больше, проникновение интернета увеличивается, а значит, увеличивается и количество проблем. Так что это очень интересный и перспективный рынок, который еще долго будет расти», — говорит он.

Примечательно, что, по данным аналитиков MTS StartUp Hub, за первое полугодие этого года кибербезопасность впервые вошла в первую тройку самых популярных отраслей на отечественном рынке стартапов — их количество в сегменте увеличилось вдвое по сравнению со всем 2022 годом. Наибольшее число стартапов в России, по данным MTS StartUp Hub, по-прежнему запускается в области финтеха (15,6%), еще 11,9% приходится на проекты в сферах медицины и здоровья, а кибербезопасность занимает 6% рынка.

Занять нишу

Отечественные игроки получили уникальный шанс занять освобождающуюся нишу и показать свои возможности в обеспечении кибербезопасности для государства и бизнеса, рассуждает директор платформы по развитию корпоративных инноваций GenerationS Екатерина Петрова. Стремительное развитие таких направлений, как интернет вещей или облачные сервисы, достигло, по ее словам, высокой стадии зрелости продуктов, что привело к повышенному спросу на специализированные решения в отрасли ИБ. Рынок получает дополнительный импульс: далеко не каждая компания на рынке ИБ готова делать подобные инвестиции в развивающиеся компании, замечает директор управления информационной безопасности ГК Softline Дмитрий Васильев. «Это позитивный момент для рынка и молодых участников — возможность в момент пиковой востребованности ИБ получить билет на выход в рынок», — говорит он.

Впрочем, участники рынка предостерегают, что выбор здесь действительно невелик. Само количество стартапов в области ИБ вращается вокруг цифры 100, и большинство из них предлагают не законченное решение, а определенную технологию, которую далее необходимо встраивать и дорабатывать до продукта, размышляет директор управления информационной безопасности ГК Softline Дмитрий Васильев. «Когда мы «ныряем» в ниши и смотрим отдельные технологии, то видим, что эти ниши нужно будет «разгонять» и растить, а это уже не только инвестиции непосредственно в технологии, но и в маркетинг — в формирование спроса и ценности. Нужно быть к этому готовым», — резюмирует эксперт.

Защита от киберугроз стала необходимостью, а не чем-то из области фантастики, говорит директор по инновациям и инвестициям МТС, руководитель MTS StartUp Hub Дмитрий Курин. Кибератаки влекут за собой не только имиджевый урон (как в случае с утечками данных пользователей), но и реальные бизнес-потери, рассуждает он: «Очевидно, чтобы исключить их возникновение, нужны массовые технологические решения по обеспечению ИБ». Курин ссылается на данные MTS StartUp Hub, по которым ИБ-направление в первом полугодии 2023 года стало занимать 6% рынка молодых компаний: «Этого количества, разумеется, все еще мало для полноценного импортозамещения».

«РТК-Солар» идет по классическому пути многих корпораций, рассуждает Дмитрий Калаев. «Сначала кажется, что команда может любой продукт сделать самостоятельно. Но чтобы добежать до создания продукта с выручкой 100 млн рублей в год, надо работать около трех лет. Так компания приходит к выводу, что выгоднее купить стартап с таким продуктом. Затем оказывается, что на рынке не так много активов, которые можно приобрести, и компания приходит к выводу, что надо поддерживать идеи на ранних стадиях и выращивать их под себя, — рассуждает Калаев. — Особенно в такой специфической нише, как ИБ». Крупным компаниям, чтобы оставаться в тренде, надо использовать все три способа работы с новыми продуктами, говорит он: внутренняя разработка, сделки M&A и инвестиции на ранних стадиях.

При этом, по мнению Дмитрия Курина, акселератор как институт не решает проблему появления стартапов на рынке, так как работает уже с готовыми MVP, протестированными гипотезами и укомплектованными командами — даже если открывает набор ранних стадий, считает Курин. По его мнению, чтобы увеличить число стартапов на рынке, нужен не акселератор, а «венчур-билдер», но это совершенно другие инструменты и модели взаимодействия со стартап-командами: «Вообще инструменты варьируются относительно стадий стартапа: на ранних подойдет венчур-билдер с поэтапным трекингом, менторство, на более поздних этапах, когда компании нужно масштабироваться, достаточно инвестиций».

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания. 

Ссылка на источник

Фото Campaign Creators / Unsplash