Как мы внедрили интернет вещей в Антарктиде: проект МТС и RedBees

Привет! На связи MTS StartUp Hub — центр по инновациям и инвестициям МТС. Мы начинаем цикл статей о стартапах, прошедших через наше сообщество. Представляем вам RedBees — компанию из Петербурга, которая занимается разработкой решений в области интернета вещей.

CEO RedВees Юрий Сизов рассказывает об опыте сотрудничества с MTS StartUp Hub: пилот длиной в полгода, проект для полярников и первое устройство интернета вещей на Южном полюсе.

«Нам казалось, что мы уникальные»

Где-то в 2016 году мы собрали команду опытных специалистов в области электроники и решили заняться интернетом вещей. Начали с проекта автомобильного иммобилайзера, но он не взлетел: мы не учли, что какой бы классной ни была технология, есть и другие ингредиенты соуса. Так мы стали искать новый рынок – перспективный, но не слишком переполненный конкурентами.

В 2018 году мы пошли в технологию NB-IoT, которую на тот момент активно развивал МТС. К середине года у нас появилась первая разработка: это был промышленный модем – достаточно топорный и старенький, как мы понимаем уже теперь. Мы захотели потестировать его на сети и подали заявку в акселератор. После нескольких созвонов удалось пообщаться непосредственно с теми специалистами, которые развивали сеть. И нам сказали: знаете, этим занимается не одна компания, у нас такое решение уже есть.

Честно говоря, мы расстроились. Нам казалось, что мы уникальные – мы делали ставку на этот продукт. Спустя какое-то время коллеги из MTS StartUp Hub попросили продублировать презентацию. И вот в ноябре, когда почти вся команда была в Германии на Мюнхенской выставке электроники, нам пишут: вы прошли в акселератор, срочно высылайте документы. А у нас один человек в Питере. И надо как-то успеть. Вот так мы и начали сотрудничать с МТС.

«Есть проблема – придумайте, как её решить»

Мы прилетели из Германии сразу в Москву, начали общаться с бизнес-заказчиком в МТС и выяснили, что продукт, с которым RedBees пришли в акселератор, не нужен – но есть задача, которую мы могли бы решить. Запрос был на устройство для тестирования сети NB-IoT. Мы сказали: конечно, мы это сделаем.

Кажется, получилась не совсем классическая история, когда стартап приходит в акселератор со своим проектом и как-то его там допиливает. У нас же акселератор начался с того, что нам сказали: слушайте, есть проблема – придумайте, как её решить.

Далее до самого лета мы вместе с сотрудниками МТС разрабатывали тестер сети: провели множество полевых испытаний, несколько ревизий устройств, решили кучу проблем с сырыми комплектующими – и спустя полгода выпустили первую партию.

Все участники акселератора выходили на пилот за две недели-месяц, а у нас – полгода. Было непонятно, чем вообще всё закончится – но в итоге мы заключили контракт с МТС на производство наших тестеров.

И вот уже пошла бизнес-история, и вроде бы рассказывать больше не о чем, но дальше начинается самое интересное: в 2020-м году, в разгар пандемии, мы с МТС начали работу над проектом для Антарктиды.

«Придумайте решение, чтобы улучшить полярникам жизнь»

Итак, коллеги сказали: на южный полюс собирается экспедиция из института Арктики и Антарктики, в её составе будет один из инженеров МТС. Предлагаем вам историю – придумать решение в сфере интернета вещей, чтобы улучшить полярникам жизнь.

Мы сказали: классно. Пошли в институт – там нам выкатили перечень вопросов и задач, которые стоят перед полярниками. И мы начали его прорабатывать.

Работа была весьма плотная. Полярники знали, какие задачи они хотят решить, а мы пытались понять – есть ли технологические средства, которые обеспечат это решение. Задачи были буквально такие: нужно определить температуру снега. Где этот снег? Как будет устанавливаться прибор? Кто будет работать? Все это выяснялось по ходу пьесы. И так, спустя множество итераций,постепенно проявлялось решение.Надо отдать должное – полярной экспедицией занимался достаточно молодой состав, ребята не боялись идти на контакт и погружаться в мир высоких технологий.

В итоге мы взялись за разработку NB-IoT-трекера, предназначенного для мониторинга состояния взлётно-посадочной полосы. Это такая коробочка, которая помогает определить все параметры покрытия – температуру, влажность, вибрации, а также координаты – и соответственно понять, можно ли сажать на взлётную полосу самолёт, будет ли это безопасно. Важное условие: мы должны были сделать устройство, которое сможет обслуживать не специализированный персонал. Грубо говоря, чтобы можно было поменять батарейки — и всё работало.

Зная, что экспедиция отправится осенью, мы наметили себе определенный дедлайн. Но так как из-за пандемии всех участников экспедиции сажали на обязательный карантин, выяснилось, что передать оборудование и обучить человека нужно перед карантином. Мы быстро-быстро доделали и отладили прибор. Встретились, обучили, передали. Экспедиция отправилась в Антарктиду, а мы продолжили работу над текущими проектами. И это снова не конец истории.

«Экстремальное устройство интернета вещей»

И вот в разгар новогодних каникул, нам поступает звонок: ребята, экспедиция прибыла на станцию и начинает настраивать оборудование. Пока у них есть время, мы должны за день-два помочь им всё настроить. Ну мы засучили рукава и начали помогать.

И, конечно, с первого раза не заработало ничего.

Пришлось общаться с южным полюсом удалённо. Сотрудники станции присылали через WhatsApp картинки и скриншоты, были мини-созвоны на три стороны: наша команда, МТС, который развернул там сеть, и полярники.

Мы говорили: «А можете внутреннюю программу на прошивку поменять?” А нам: “Знаете, не пойдем на улицу, у нас тут ветер сильный поднялся – опасно». Окна связи были не регламентированы: могли написать в три часа дня или три часа ночи, и мы, конечно, старались всё решить быстрее. Было сложно – и всё же это был такой незабываемый опыт совместной работы людей из разных команд над решением одной проблемы.

Мы устранили все моменты, где требовались изменения в программном коде – поправили в боевых условиях. И в итоге всё заработало. Теперь экспедиция могла в режиме реального времени следить за состоянием взлётно-посадочной полосы: температурой, влажностью и другими параметрами.

Итак, полярники решили одну из своих задач, а мы решили свою. Нам хотелось сделать устройство, которое будет работать по технологии NB- IoT, с операторским каналом связи и при этом – в жёстких условиях. То есть создать такое экстремальное устройство интернета вещей – не просто умную лампочку или розетку, а прибор, который способен выполнять ответственные задачи в сложных климатических условиях. И мы его сделали.

Все наши устройства работали на NB-IoT и по протоколу передачи данных NoN-IP Data Delivery (NIDD): в 2020-м году это было большое ноу-хау. А мы в связке с МТС развернули такую сеть и такие устройства не просто в сложных условиях эксплуатации – а прямо на южном полюсе!

Мы шутили: все говорят в России про цифровую трансформацию, а тут, получается, цифровая трансформация на целом континенте.

Но самые сильные эмоции пришли уже спустя какое-то время. И когда где-то всплывала информация о проекте, нас гордость брала за то, что именно мы это сделали.

«Опыт, который конвертировался в дальнейшую деятельность»

Поучаствовав в проекте мы, во-первых, обзавелись интересными контактами – не каждый день знакомишься с людьми, побывавшими на южном полюсе. Во-вторых, проверили себя. А в-третьих, получили опыт, который конвертировали в дальнейшую деятельность.

С учётом результатов полярного проекта мы доработали устройства, которые первоначально предназначались для автоматизации промышленных установок – и начали предлагать тем, кто занимается добычей нефти и газа. Говорили – мол, у вас всё это стоит где-то на просторах России, а у нас работало даже на южном полюсе!

Не сразу это сработало. Нам отвечали: “Зачем вы, если есть мировые гранды?” Но постепенно ситуация менялась. И если в 2020-м на южный полюс мы отправили меньше 10 устройств, то сейчас, по прошествии 3 лет, у нас устройство для аналогичного климатического исполнения выпускается партией от 10 тысяч штук. И мы думаем, что это не предел.

В нефтедобывающей промышленности вообще есть очень много задач, которые можно автоматизировать, тем самым исключив риск для человека. Интернет вещей – одна из технологий, которая позволит это сделать.

У нас осталось ещё много замыслов для полярников: например, сделать серию одноразовых трекеров, которые сбрасываются в трещины, текут по руслам рек и помогают таким образом сделать карту внутренних рек Антарктиды. Мы надеемся когда-нибудь к этому вернуться.

Ссылка на источник