Ловля рыбы голыми руками: как МТС ищет стартапы

RB.RU в своем Telegram-канале запустил серию прямых эфиров с предпринимателями и инвесторами. Каждую неделю Анастасия Жигач обсуждает с экспертами самые актуальные темы для бизнеса — получение инвестиций, продвижение своего продукта, юридические нововведения и многое другое.

7 февраля гостем эфира стал директор МТС по инновациям и инвестициям Дмитрий Курин. Он рассказал, как компания ищет стартапы и вкладывается в них. Также Дмитрий объяснил, почему MTS Startup Hub — это не акселератор, и почему корпорации выгодно интегрировать новые проекты в свою экосистему.

Слушайте все эфиры на одной странице.

Публикуем значимые тезисы из беседы.

Первую акселерационную программу в компании провели в 2018 году, в числе первых среди российских корпораций. Перед тем, как решиться на запуск MTS StartUp Hub, Дмитрий Курин и его коллеги долго изучали, как подобные проекты реализуют зарубежные корпорации.

МТС к тому времени превратилась из телеком-оператора в цифровую корпорацию, и для развития нужны были свежие идеи и проекты. Бизнес-направления компании поделили на вертикали: телеком, финтех, ритейл, энтертеймент, розница, интернет вещей и другие.

От акселераторов отказались в пользу точечного подхода к работе со стартапами, поскольку считают его более эффективным. В МТС этот принцип называют tailor made: эксперты изучают потребности бизнеса, состояние отрасли и международный опыт. А далее находят релевантное решение на рынке и стыкуют потребности МТС с возможностью уже готового продукта.

Отбор проходили тысячи компаний

Всего за время работы со стартапами в компании провели семь акселераторов. Для первого проекта привлекли партнеров из GVA (Global Venture Alliance), второй — делали с их поддержкой, но уже более независимо. А дальше определяли методологию сами, партнеры помогали лишь с техническими задачами. 

С момента запуска программы в МТС получили около пяти тысяч заявок от разных проектов: 300 из них вышли на этап интервью и 120 завершили акселерационную программу. 

Изначально эффект от акселераторов был количественный: корпорация изучала новые гипотезы и пыталась внедрить их в структуру своей вертикали. Далее формат акселератора усложнился.

В каждом наборе акселератора отбирали четыре-пять разных направлений, которые соответствовали направлениям развития компании. И каждый раз ротировали эти векторы.

Новый подход 

Сейчас, в 2023 году, компания продолжает активное взаимодействие со стартапами с учетом прошлого опыта:

  • Для работы стали выбирать более зрелые проекты, у которых уже есть продукт — как правило, раунд А+ или B, трекшн, выручка от 50 млн руб. и желание масштабироваться.
  • Открыли венчурный фонд, чтобы инвестировать в понравившиеся проекты. 
  • Отошли от веерного подхода: стали не просто «перемалывать воронку», а искать стартап под конкретную потребность бизнеса. 

Но в МТС также продолжают отсматривать большое количество проектов: около полутора тысяч в год. 

Сейчас основной фокус на сферах:

  • Travel. Недавно компания купила сервис «Броневик» для бронирования отелей и жилья.
  • Кибербезопасность. Запустили свою компанию в сфере ИБ — «Серенити сайбер секьюрити» — при поддержке бывших топ-менеджеров «Лаборатории Касперского» и «Моего офиса».   
  • EdTech и MarTech. Корпорация ищет: частотные продукты, которыми можно пользоваться каждый день или несколько раз в неделю, со средним чеком примерно до тысячи рублей. 

Компания вложилась в сервис удаленного заказа еды, напитков и других товаров Bartello — для интеграции с МТС Live. Так у корпорации появился собственный сервис для покупки билетов на мероприятия. Также МТС заключила сделку с образовательной детской платформой LogicLike, чтобы включить курс в клиентскую подписку «Джуниор». 

Также компанию интересуют Fintech-решения, ритейл и системы умного дома. Для развития последнего направления МТС заключила сделку с «Гольфстримом», провайдером охранных систем. 

Программы поддержки стартапов

Как МТС может поддержать стартап:

  • Инвестировать. Средний объем вложений — от $500 тысяч до $5 млн.
  • Стать клиентом компании, купив услугу, лицензию или права на продукт.
  • Продвигать через собственные каналы продаж по модели revenue sharing.
  • Предоставить собственные сервисы для разработчиков стартапа — от кассы до дизайна.
  • Финансировать пилот и компенсировать затраты на его проведение — до 1 млн рублей.
  • Выдать гранты на использование сервисов Cloud (облачными продуктами компании), «Маркетолог» (база для email-рассылок на основе обезличенных данных абонентов) и других продуктов компании.

Как предложить свой проект? Чтобы отправить свой стартап на рассмотрение экспертами компании, нужно зайти на сайт и заполнить заявку с информацией о продукте. Также Дмитрий рекомендует писать ему и коллегам по всем доступным каналам, в том числе и в телеграм-канал MTS StartUp Hub, если есть конкретное предложение.

Как быстро стартап может стать частью вертикали МТС? С момента подписания term sheet обычно проходит около двух месяцев. 

На каких условиях можно сотрудничать с компанией? Это могут быть миноритарные или мажоритарные инвестиции, полный выкуп, наем, партнерство.