Семь раз спроси, один — запусти: как стартапу узнать, чего хотят пользователи

Об этом в своей статье рассказал Райан Глазго — основатель и CEO платформы для юзабилити-тестирования Sprig. Мы прочитали статью и делимся ее выжимкой: с чего стартапу начать исследование, какими инструментами пользоваться и как внедрить их на разных этапах роста. 


Но для начала разберем методы исследования:


Тактическое vs Стратегическое


Тактическое исследование поможет разобраться, что нужно доработать в продукте сейчас. Это быстрый метод с вопросами вроде «Как назвать новую функцию?», «Читаете ли вы нашу рассылку?», «Оставить эту инструкцию в онбординге?». 


Стратегическое поможет понять, в каком направлении стартапу двигаться в будущем. Обычно включает вопросы вроде «Должны ли мы выходить на новый рынок?» или «Заинтересует ли наш продукт эти сегменты аудитории?». 


Как правило, компании проводят тактические исследования до или сразу после запуска, а на стратегические переключаются уже на более зрелых стадиях. 


Немодерируемое vs Модерируемое 


В немодерируемом опросе пользователи свободно оставляют отзывы о продукте. Этот метод как раз для ситуаций, когда ответы нужно получить быстро и с минимальными усилиями.


В модерируемом исследовании компания берет интервью у юзера или наблюдает за тем, как он пользуется продуктом. Модерируемый метод требует от стартапа больше ресурсов и вовлеченности, но дает более развернутые ответы. 


Кстати, у нас тоже есть кейс такого исследования!


Количественное vs Качественное 


При количественном исследовании проводят короткий опрос всей аудитории/ее большой части.


В качественном — участвует небольшая группа респондентов, у которой берут большое и подробное интервью.


Все методы можно и нужно объединять в связки, например: немодерируемое + тактическое + количественное или модерируемое + стратегическое + качественное. Идем дальше! 


Как  эти методы применить на разных стадиях роста продукта? 


Ранняя стадия: количественные + тактические + немодерируемые исследования.  


На этом этапе главная цель — разработать востребованный продукт. Для этого лучше провести исследования ЦА еще до запуска. Пилотный проект не может позволить себе отдел исследований, зато может провести их самостоятельно с помощью простых инструментов! Обычный опрос внутри продукта подскажет, соответствует ли решение рынку и стоит ли вообще сейчас запускаться.


Стадия масштабирования: качественные + стратегические + модерируемые исследования. 


По мере роста стартапа растет и число вопросов к пользователям, ведь любое изменение в продукте может стать большим факапом — упадут прирост и активность. Чтобы такого не случилось, можно провести A/B-тесты и подождать их результатов пару месяцев. Но лучше внедрить более строгие методы ресерча аудитории и собрать команду исследователей. Они зададут правильные вопросы нужным пользователям в нужное время и помогут быстро адаптировать продукт: прокачать наиболее интересную для юзеров функцию, убрать отпугивающее окно сбора данных или сделать инструкции понятнее.


Стадия зрелости: команда исследователей + команда разработчиков.


Чем больше становится компания, тем больше она инвестирует в исследования. В идеале — интегрирует по группе исследователей во все отделы, чтобы каждая команда знала актуальные запросы юзеров. В корпорациях главная цель исследования — систематический сбор фидбека и новых идей, поэтому исследователи пользуются всеми методами. 


Например, в Meta* и Google сопоставляют данные исследований ЦА с аналитикой продукта и финансов и находят решения, которые интересны и компании, и аудитории.


Как включить ресерч пользователей в разработку продукта


Фаза 1. Поисковые исследования. Определяют, на каких этапах пользования продуктом у юзеров случаются затыки и почему так происходит. Такие исследования лучше проводить до запуска продукта — они помогают найти нужное решение еще на уровне первых итераций. 


Фаза 2. Тестирование концепций. У хорошего продукта изначально должно быть 2-3 разных прототипа концепции, каждый из которых тестируется пользователями еще до сборки. Так стартап может выявить самые жизнеспособные прототипы и в будущем сэкономить ресурсы на асапной разработке нового концепта, если что-то пойдет не так.


Фаза 3. Юзабилити-тестирование. Время убедиться, что дизайн действительно работает! В этой фазе от 5 до 50 пользователей решают задачу с помощью продукта и комментируют все свои действия вслух. А исследователи их слушают, записывают и находят места, в которых дизайн работает против функционала.


Фаза 4. Оценка после запуска. Применяется не только после выхода на ранок самого продукта, но и после внедрения новых функций. Оценка помогает убедиться, что новый/обновленный продукт действительно нравится пользователям. Для этого нужно узнать, насколько аудитория довольна продуктом, и сравнить эти показатели с предыдущими тестами.


Думаете, на этом все? 


Исследования — это цикл. Проводите тестирования систематически — с каждым разом вы будете находить новые болевые точки и идеи для развития продукта.


*Meta — запрещенная в РФ организация.