По словам директора по инновациям и инвестициям МТС, сейчас ситуация в сфере венчурных инвестиций в России такая, что корпорации становятся наиболее реальным и предсказуемым источником финансирования для стартапов. Рынок венчурных инвестиций в России в последние годы трансформировался. И, конечно, большое влияние на него оказали события 2022 года. Директор по инновациям и инвестициям МТС Дмитрий Курин рассказал о том, какую стратегию по вопросу инноваций и инвестирования в нынешних обстоятельствах предпочитают корпорации, а также о том, как изменятся форматы внедрения инноваций в ближайшие годы — и в России, и в мире.
На сегодня, наверное, у каждой корпорации в России запущена программа работы с инновациями для повышения операционной эффективности и поиска новых точек развития. Но текущая обстановка очевидно заставила бизнес вести себя более консервативно и как минимум снижать риски, связанные с поиском и внедрением инноваций. Как вам кажется, какие форматы внедрения инноваций будут работать в ближайшем будущем — ну, возьмем горизонт следующего года?
Дмитрий Курин: Текущая ситуация действительно непростая, и многие компании, которые вкладывались в работу с инновациями, стали пересматривать свои программы и думать, как сэкономить. Поэтому на мой взгляд, программы работы поменяются в двух аспектах. Первое: бизнес будет искать инструменты получения прибыли здесь и сейчас, и для этого уже существуют инструменты работы с более зрелыми проектами и компаниями. С другой стороны, нам надо искать точки роста, и для этих точек, особенно в условиях изменения ландшафта рынка и ухода многих западных компаний, необходимо будет делать некий буст. Поэтому на мой взгляд, инструменты изменятся, но многое будет зависеть как от стратегии корпораций, так и от ресурсов. Работа с инновациями в корпорациях началась три-пять лет назад. И она сейчас строится по конвейерному принципу: нашли решение, провалидировали, масштабировали и что-то с этим сделали. Мы осознанно ушли от акселераторов, массового набора, в более качественный, в более точечный подход. Мы называем его tailor made — то есть когда изучаем глубоко потребности бизнеса, находим релевантное решение или несколько решений, не на потоке это делаем, а точечно, и дальше стыкуем потребности с возможностью уже готового продукта. Мы перешли в модель бизнес-аккаунтинга, когда MTS StartUp Hub, команда по инновациям и инвестициям, выполняет функцию советника по развитию бизнеса, и наша команда отвечает за вход, за приземление в экосистему МТС технологических компаний, стартапов и разных инноваций.
А не стало ли сейчас сложнее содержать эту команду у себя? Нет ли кадрового дефицита и так далее?
Дмитрий Курин: Да, кадровый голод в этой области был всегда, потому что российский рынок занимает всего 1% от мирового с точки зрения количества и качества сделок. Поэтому дефицит есть, сейчас он усилился. Но мы всю команду сохранили, негативных изменений у нас не произошло. Наоборот, мы даже какие-то функции пересматриваем и планируем анонсировать новые инструменты.
Корпоративные венчурные инвестиции в прошлом году достигли 169 млн долларов и составили 26% от всех сделок. Это были рекордные показатели. В России за 2021 год было заключено 217 сделок. Чем можно объяснить этот всплеск в прошлом году?
Дмитрий Курин: Вовлечение крупного бизнеса в работу с инновациями и венчурными инвестициями началось не вчера, и, естественно, эти сделки являются следствием планомерной работы корпораций со стартапами и венчурными инвестициями. Поэтому всплеск был ожидаемым. В целом венчурный рынок в России начал в последние годы трансформироваться. Многие западные фонды ушли с российского рынка, перестали инвестировать в локальные IT-компании, многие государственные и частные компании перестали этим заниматься: кто-то оказался под санкциями и потерял инвестиционную привлекательность для самих стартапов. Поэтому частные компании не под санкциями, которые сохраняют интерес на локальном российском рынке, обладают, на мой взгляд, большим приоритетом сейчас и большой возможностью выбирать лучшие решения для того, чтобы дальше с ними коллаборировать. Компания МТС является такой компанией. Наш оффер очень привлекателен для российского IT-рынка.
Можно ли сказать, что корпорации сегодня — наиболее безопасный источник инвестирования?
Дмитрий Курин: В целом, корпорация корпорации рознь. Если мы говорим о том, что компания сохраняет стратегический взгляд на инвестиции, а не хочет задушить стартап в теплых объятиях, то да, конечно, корпорация является самым привлекательным инвестором. И не только инвестором, но и партнером. Ведь помимо финансирования, для того чтобы продукты развивать, необходимо иметь маркетинговые ресурсы, экспертную базу, инфраструктуру. Это smart money — то, что мы как компания МТС предлагаем стартапу помимо инвестиций.
В последние время все чаще слышен тезис о бинарности рынков — о том, что стартап может развиваться либо только в России, либо только за ее пределами. Какую стратегию сейчас стоит выбрать тем компаниям, которые продолжают масштабироваться у нас в стране?
Дмитрий Курин: У нас в стране большой рынок, плюс оголившиеся ниши в разработке b2b-софта, откуда ушли крупные западные компании. В целом, я бы советовал обратить внимание, и уже сейчас видно, что российские предприниматели выходят на рынки Юго-Восточной Азии, Латинской Америки или Ближнего Востока и Африки. Это огромные рынки с большим потенциалом. Российские IT-предприниматели все больше их осваивают и довольно конкурентно представляют себя на этих рынках.
И если не о цифрах, а непосредственно о людях. Какова роль комьюнити сейчас в развитии бизнес-среды и ее формировании в новых условиях?
Дмитрий Курин: На мой взгляд, текущая ситуация — это возможность сохранить и приумножить компетенции и знания, которые накоплены в предпринимательской среде. Поэтому важно делиться опытом и поддерживать друг друга. Площадка для обмена знаниями, опытом, проектами и совместной работы — это то, что нужно рынку и нам с вами.