Больше единорогов: как Китай регулирует развитие инноваций

Последние 12 лет Китай стабильно обгоняет США по количеству регистрируемых патентов. В рейтинге Глобального инновационного индекса за 2021 год Китай занимает 12 строчку. По данным Crunchbase в Китае зарегистрированы 238 компаний-единорогов. По этому показателю Китай занимает второе место, уступая только США. Каков китайский взгляд на культуру инноваций и как соотносятся влияние государства и свободный предпринимательский дух?


Из искры разгорится пламя


Главный аспект проведения политики реформ и открытости в Китае — создание особых экономических зон. Располагались они преимущественно в прибрежных городах, откуда промышленные товары было легко доставить до портов. Шэньчжэнь, расположенный недалеко от Гонконга, стал своеобразным символом возрождения: небольшая рыбацкая деревушка превратилась в современный мегаполис и технологический центр.


Помимо этого, в 1988 году Министерство науки и техники запустило программу «Факел», направленную на развитие высоких технологий путем создания по всей стране специализированных зон развития: научно-технических промышленных парков, центров повышения производительности, технологических бизнес-инкубаторов.


Самый известный пример – зона промышленного и технологического развития Чжунгуаньцунь в Пекине, которую часто называют китайской Кремниевой долиной. Успех Чжунгуаньцунь во многом обусловлен расположением в “эпицентре талантов”: по соседству находятся ведущие университеты Китая — Пекинский университет и Университет Цинхуа, а также Китайская академия наук, насчитывающая порядка 56 тысяч профессиональных исследователей и ученых.


Чжунгуаньцунь — своего рода миниатюра, иллюстрирующая этапы внедрения и развития инноваций в Китае. В период с 1995 – 2005 гг. Чжунгуаньцунь процветала за счет рынка дешевой, часто поддельной электроники. Но в начале нулевых в рамках Научного парка Чжунгуаньцунь формируются суб-парки для развития предприятий в области биотехнологии, аэрокосмической промышленности, электроники, информационных систем. Повсеместно распространяется интернет, появляются e-commerce платформы (Taobao, JD) и торговля на Чжунгуаньцунь окончательно прекращается. А сама улица уже больше напоминает “проспект предпринимателей”.


В последующие годы Чжунгуаньцунь начинает позиционироваться как национальная зона демонстрации технологического развития Китая, а география деятельности парка и его подструктур выходит за пределы района Хайдянь. Сегодня Чжунгуаньцунь объединяет 16 суб-парков разной специализации и более 27 тысяч высокотехнологичных предприятий с совокупным доходом 7,24 трлн юаней. Среди известных технологических гигантов, “выходцев” из Чжунгуаньцунь — ByteDance, Baidu, JD. com, Kuaishou, Megvii Technology, Meituan, Didi Chuxing и др.


Адаптивные инновации


Мнение о том, что китайские инновации, в основном, базируются на копировании американских продуктов и технологий не лишено оснований. На всех уровнях власти большое значение придавалось привлечению высокотехнологичных фирм, управленческих и продуктовых ноу-хау, талантов, что в конечном счете позволило Китаю стать неотъемлемой частью глобальных цепочек поставок и производственным центром мира.


Благодаря политике создания особых экономических зон, научно-технических парков, технологических инкубаторов Китай смог к началу 2000-х гг. кратно увеличить приток иностранных инвестиций и нарастить присутствие на своей территории международных фирм. В свою очередь, иностранные инвесторы — это не только капитал, но и новые продукты, услуги, отраслевые навыки.

инвестиции

аналитика

По мере привлечения иностранных компаний и продуктов, Китай с 2000-х гг. начинает формировать собственную инновационную экосистему.


Одновременно китайские ученые активно поддерживают академические связи с ведущими западными университетами и лабораториями, проводят совместные исследования. Но главное здесь — обучение


Причем если изначально лишь небольшой процент уехавших учиться зарубеж возвращался обратно, то уже в 2007 г. доля так называемых морских черепах (от кит. 海龟 haigui) составляла треть, а в 2018 г. достигла 80%. Стимулами стали программы типа “Тысяча талантов”, а также ужесточение визовых режимов, с одной стороны, и экономический рост Китая — с другой.


От массовых инноваций к технологической независимости


На фоне благоприятной политики китайского правительства и вкладывания значительных средств в исследования и разработки (вплоть до 2,4% от ВВП) неудивительно, что после 2010-х гг. наступает расцвет китайских технологических компаний и практически весь мир узнает об Alibaba, WeChat, ByteDance.


Однако уже в конце 2020 г. против самых успешных технологических компаний, включая Alibaba, Tencent, Didi стали вводиться механизмы сдерживания, усиление контроля и регуляторных правил. Формально технологические гиганты обвинялись в неконкурентном поведении, плохой защите данных и даже подстрекательстве к зависимости от видеоигр. Это привело к падению рыночной стоимости компаний более чем на триллион долларов и уходу со своих позиций многих предпринимателей, и, что более примечательно, к смещению инвестиционного фокуса. В 2021 году основное финансирование было направлено на стартапы в области полупроводниковой промышленности, биотехнологий, искусственного интеллекта, зеленой энергетики.


14-ая пятилетка (2021-2025 гг.) объявила самодостаточность в развитии технологий основой экономического развития Китая. Упор на развитие полупроводниковой промышленности, промышленных роботов, биотехнологий, энергетики сделают Китай более независимым и конкурентоспособным на мировой арене.

Такая политика, безусловно, позволяет повысить интерес к разработкам в стратегических областях. В частности, объем частных инвестиций в чистую энергетику вырос примерно до $8,7 млрд по сравнению с $5,6 млрд в 2020 году. Количество сделок в hardware-области увеличилось с 576 в 2020 году до 727 в 2021, объем венчурных инвестиций — с $7,4 млрд до $13,8 млрд соответственно. А китайские филиалы крупнейших венчурных инвесторов Кремниевой долины — Sequoia Capital, Lightspeed Venture Partners, Matrix Partners и Redpoint Ventures в 2020-2021 гг. суммарно совершили не менее 67 сделок с китайскими компаниями, занимающимися производством чипов.


Опора на маленьких гигантов


В январе 2021 года китайское правительство выделило 10 млрд юаней на финансирование малых предприятий в приоритетных отраслях с целью «взрастить” 10 тысяч »маленьких гигантов” к 2025 году.


И хотя формально программа поддержки «маленьких гигантов” — стартапов, развивающих технологии в стратегически важных отраслях промышленности — существует уже более десяти лет, ее активный подъем начался в период торговой войны с США. В частности, с 2019 года »маленькими гигантами” были признаны 4762 предприятия.


Отклик находится и у предпринимателей: количество новых китайских компаний в полупроводниковой промышленности, зарегистрированных в 2020 году, превысило 22 тысячи, что в 3 раза больше, чем годом ранее. Особый всплеск — в провинциях Китая, не имеющих прямого выхода к морю, власти которых надеются повторить успех прибрежных провинций и стимулируют предпринимателей налоговыми и земельными льготами. Например, в городе Хэфэй (провинция Аньхой) в 2021 году открылось более 2500 компаний, занимающихся разработкой базового программного обеспечения. Для сравнения, в 2020 году таких компаний было 370. В Чэнду (провинция Сычуань) в 2021 году было зарегистрировано 4400 компаний (в 4 раза больше, чем в 2020 году) в области Интернета вещей.


Как часто бывает в Китае, план выглядит очень амбициозным и в то же время рискованным. Но если раньше Китай скорее имел дело с адаптацией уже имеющихся технологий и продуктов, то сейчас речь идет о создании новых технологий. И основные барьеры здесь: кадры, высокие затраты, длительный период R&D, окупаемость.


Приручить венчурных капиталистов


По сути, для укрепления своих позиций в сфере инноваций Китай в настоящее время адаптирует под себя механизмы работы венчурных институтов, которые в последние десятилетия занимают все большую долю в структуре управления капиталом. Специфика венчурных капиталистов такова, что они, в отличие от фондового рынка и корпораций, которые работают в рамках уже сформированного рынка, в большей степени проактивны и стремятся предопределить будущее — помогают развиваться многообещающим стартапам.


Второе важное различие — управление рисками. Венчурные инвестиции выходят за рамки нормального распределения: 9 из 10 стартапов «умирают”, зато те, кто “выжил”, показывают взрывной рост. Как правило, это те, кто пробует делать то, на что не решаются традиционные компании, а также умеет тонко чувствовать сигналы рынка и оперативно на них реагировать, а значит, привлекать новых клиентов. И здесь кроется ключевой вопрос: возможны ли инновации, инвестиции и бурный рост в условиях, когда в треугольнике »инноватор — капитал — рынок” рынок заменяется на государство? Сможет ли авторитарная политическая культура мирно сосуществовать со свободным предпринимательским духом?


Интуитивный ответ — отрицательный. Однако с точки зрения китайцев инновации — это не священный грааль, не заветная цель, которая может быть достигнута особыми, талантливыми людьми, обладающими секретными навыками и визионерским видением. И уж тем более, инновации — это не то, что нужно защищать от государственного вмешательства. Наоборот, инновации рассматриваются как социальный и экономический процесс, который можно направлять и ускорять при правильном сочетании физических ресурсов, капитала и бюрократической решимости.


Больше о стартап-экосистеме Китая аналитик MTS StartUp Hub Аделина Ишмуратова рассказывает здесь.