В новом эпизоде подкаста «Что изменилось?» вместе с экспертами мы выяснили, как стартапу не провалиться на этапе проверки гипотезы, почему не стоит избегать международного рынка и где теперь искать финансирование
Гости выпуска:
Сергей Романцев — ведущий подкаста, техноблогер.
Дмитрий Курин — директор МТС по инновациям и инвестициям.
Сергей Гостевских — CEO технологической компании-разработчика Varwin.
Хайлайты выпуска
Где стартапам искать инвестиции
Согласно подсчетам, за 2021 год на рынке российских венчурных операций было заключено 217 сделок. Цифра кажется небольшой, однако Дмитрий рассказал, что это рекордный показатель для России, и добавил, что во всем мире сейчас наблюдается тенденция на кратное снижение оценок стартапов, а значит и вложений в них.
Источники финансирования, несмотря на общий тренд, все еще можно найти. Есть три способа сделать это:
- Обратиться к корпорациям, которые развивают свою цифровую экосистему — например, МТС.
- Найти государственные источники финансирования.
- Использовать частные инвестиции и помощь «бизнес-ангелов».
Почему некоторые стартапы проваливаются
Сергей Гостевских объяснил, что понятие «пилотный проект с корпорацией» используют неправильно. Фаундеры должны понять, что провести пилот — означает подтвердить гипотезу готового проекта. Дмитрий Курин заметил, что разработчикам стоит стремиться стать партнерами компании, которая в них вкладывается, а не только использовать ее платформу как поле для экспериментов.
Стоит ли компаниям выходить на зарубежный рынок
Эксперты говорят, что теоретически компании могут разделить бизнес и выйти сразу на несколько рынков. Тем не менее, это потребует больших ресурсных и финансовых вложений. К тому же, не все учитывают, что за границей другая модель потребления, поэтому для начала нужно изучить нишу. Курин рассказал, что на данный момент российские компании смотрят в сторону:
- Латинской Америки (Бразилия),
- Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Сингапур),
- Африки,
- Ближнего Востока (ОАЭ, Саудовская Аравия).
Если есть возможности, бояться масштабировать идею не стоит: чтобы стать «единорогом», в какой-то момент компании все равно придется занять свое место на международной арене. В истории стартапов с российскими корнями есть удачные примеры такого решения — например, Revolut, inDriver и Miro.