Последние пять-шесть лет российские компании активно внедряли инновационные решения. Работа со стартапами эволюционировала от организации масштабных образовательных программ до модели венчурных фирм. В начале 2022 года перспективы развития инновационного консалтинга выглядели весьма оптимистично. Но текущая обстановка заставила бизнес вести себя консервативнее: в частности, снизить риски, связанные с поиском и внедрением инноваций. Это решение может оказаться стратегически неверным. Кризис — время переоценки проделанной работы: важно избавиться от лишнего, сохранив модели и инструменты, которые доказали свою эффективность. Какие форматы внедрения инноваций способны помочь бизнесу в условиях ограничений?
Как развивались корпоративные инновации в России
Подход к внедрению инновационных решений российскими компаниями за последние несколько лет существенно трансформировался. Еще несколько лет назад основным инструментом были акселераторы. Корпорации приглашали стартапы пройти программу интенсивного развития и в случае успеха заключить контракт. Около трех лет назад более популярными стали зоны пилотирования: поиск готовых продуктов на рынке, быстрый тест гипотез о синергии возможностей компании и решения стартапа и дальнейшее масштабирование позволили ускорить процесс внедрения.
За 2020 год общее количество используемых корпорациями инструментов для работы со стартапами выросло с 74 до 113 (результаты исследования проекта «Барометр»). При этом одни компании продолжили выстраивать отношения со стартапами с помощью акселерационных и образовательных программ, а другие сместили фокус на венчурные инвестиции и M&A.
Если число акселераторов, программ пилотирования или питч-сессий можно было сопоставить с числом аналогичных программ, проводимых на Западе, то количество российских корпоративных венчурных фондов заметно отставало. Например, в 2020 году в России лишь 16% корпораций имели собственные венчурные фонды, в США же эта цифра превышала 60%. К 2021 году наиболее активными игроками российского венчурного рынка стали крупные экосистемы: Сбер, МТС, VK (ранее Mail.ru Group), «Яндекс» и ВТБ — на эти компании пришлось более 20% сделок против 11% в 2020-м.
Так, венчурный фонд МТС, существующий около двух лет, инвестирует до $2 млн в стартапы стадий A/A+/B раундов, которые имеют стратегическую ценность для экосистемы МТС и планируют занять лидерские позиции на российском рынке. Сейчас в портфеле фонда пять компаний: сервис для ведения личного бюджета CoinKeeper, CRM-платформа KonnektU, образовательная платформа «Академия перемен», банк в мессенджерах TalkBank и химчистка Airo. В прошлом году мы увеличили размер венчурного фонда до 2 млрд рублей.
Митигация рисков или ставка на инновации
Исследование McKinsey показало, что начиная с кризиса 2008 года корпорации традиционно сокращают расходы на инновации в условиях неопределенности. Так произошло, например, в начале пандемии COVID-19. Тогда исследователи CVN подсчитали, что к концу 2020 года свыше трети респондентов отказались от работы со стартапами. По похожему сценарию многие корпорации идут и сейчас.
На мой взгляд, уход международных компаний с российского рынка должен иметь прямо противоположный эффект. Меняются расстановки сил, появляется необходимость в замене иностранных решений российскими аналогами и развитии внутреннего производства (в том числе ИТ-продуктов). Именно поэтому работа со стартапами приобретает большую актуальность.
Опыт подсанкционного Ирана, аналогии с которым звучат все чаще, показывает, что рынок может развиваться и без участия западных игроков, если ставка делается на внедрение инноваций и развитие собственных технологий. Несмотря на полную изоляцию, Global Innovation Index Ирана вырос со 106-го до 60-го места за период с 2015 по 2021 год (Россия здесь на 45-м месте) благодаря большому количеству патентов и созданию нематериальных активов. Страна смогла минимизировать действие санкций как раз через развитие внутреннего рынка и технологий: возник суверенный интернет, появились местные аналоги западных приложений.
За последние восемь лет в стране создано 13 научно-технических парков, больше 4500 технологических подразделений, что привело к активному развитию отдельных отраслей. Появились нефтепереработка и нефтехимия, местный автопром занял лидирующие позиции, удалось построить целую фармацевтическую отрасль.
Внутренняя разработка и точечный скаутинг
Традиционно корпорации оценивают работу с инновациями при помощи модели трех горизонтов McKinsey, где на первом горизонте происходит оптимизация процессов, на втором — развитие бизнес-направлений, а прорывные инновации — на третьем. Я видел много примеров, когда компании стремились сразу перейти к работе с «подрывными» инновациями, забывая о краткосрочном горизонте планирования и задачах бизнеса, которые важно решить уже сейчас.
Сегодня ситуация заставляет нас сосредоточить внимание на инкрементальных инновациях (первый горизонт) и использовать инструменты, позволяющие найти и внедрить уже доказавшие свою эффективность сервисы или продукты, не требующие существенной доработки. Очевидно, что корпорациям нужны зрелые решения, способные стать аналогом ушедших с российского рынка международных компаний и закрыть текущие потребности бизнес-вертикалей. Подобным инструментом является точечный скаутинг, привязанный к конкретной задаче бизнеса и отличающийся от традиционного акселератора отсутствием фиксированных дат набора.
А вот для взаимодействия с прорывными инновациями корпорациям придется сосредоточиться на внутренней разработке (R&D) или программах, направленных на доработку внешних технологических решений. В теории это может привести к росту числа инкубационных программ и программ акселерации, за сокращением которых мы наблюдали последние несколько лет, и seed-инвестирования.
У МТС для этих целей существует программа технологической инкубации, которая проходит на базе трех лабораторий в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Это открытые площадки для доработки и тестирования новых цифровых продуктов с использованием преимуществ технологий 5G и edge computing, экспертизы и инвестиций МТС. Стартапы приходят к нам с продуктом на начальной или зрелой стадии, а мы помогаем команде доработать и протестировать свое решение с помощью технологий 5G и развернуть приложение на платформе периферийных вычислений.
Курс на восток
Компаниям придется развернуть «скаут-радар» с запада на восток и сфокусироваться на новых рынках, таких как Индия, Китай, ОАЭ. Увеличение интереса международных игроков инновационного рынка к этим странам аналитики отмечали еще в прошлом году: больше 60% опрошенных исследователями корпораций уже занимались поиском технологических бизнесов в Китае, 50% искали решения в Латинской Америке и Африке. Южная Корея и Дубай также вызывали заметный интерес.
При этом западные корпорации активно инвестируют в компании этих стран. Одним из наиболее активных направлений стали ОАЭ, где Uber приобрел транспортное приложение Careem за $3,1 млрд, а компания Amazon купила платформу электронной коммерции Souq.com за $580 млн. В Южной Корее еще в 2019 году существовали шесть единорогов, совокупная стоимость которых превышала $20 млрд. Причем четыре компании из десяти занимались разработкой онлайн-игр.
Среди наиболее развитых направлений азиатского рынка FinTech и платежные системы, eCommerce, логистика, AdTech & MarTech, EdTech, FoodTech и HRTech. Потенциал привлечения прямых иностранных инвестиций в Центральную Азию (исследование BCG) достигает $170 млрд.
Российским компаниям как при поиске технологических решений, так и при самостоятельном выходе на рынки этих стран крайне важно учитывать специфику отдельно взятого региона. Например, Сингапур — это, по сути, инновационный хаб с акцентом на deep tech и biomed-компании. Южная Корея за последние несколько лет прочно закрепилась в числе лидеров сферы программного обеспечения. На рынках Вьетнама и Филиппин, как правило, развиваются аналоги успешных западных решений. А в Китае зарегистрировано свыше 3000 венчурных фондов и 5000 акселераторов, поэтому российским инвесторам еще придется доказать свою стратегическую ценность.
Пересмотр инновационной стратегии
Корпорациям сегодня важно пересмотреть стратегию работы с инновациями с учетом новой реальности и отталкиваться от полученных вводных. Если вы понимаете, что с уходом мировых игроков с российского рынка перед вашей компанией открываются новые перспективы, важно сфокусироваться на решениях, которые помогут занять освободившиеся ниши, усилить текущие продукты и сработать на опережение.
Проиллюстрирую этот тезис примером MTS StartUp Hub. МТС — монострановая корпорация. Мы инвестируем в технологические компании, которые хотят занять лидерские позиции на российском рынке, поэтому для нас инвестиционный фокус не меняется. На сегодняшний день мы продолжаем свою работу по трем направлениям: венчурные инвестиции, коммерческое сотрудничество и технологические лаборатории.
Те компании, которые смогут адаптироваться к возрастающим экономическим рискам, подстроиться под новую реальность и трансформировать подход к работе с инновациями с учетом поправок на обновленную стратегию бизнеса, смогут не только минимизировать риски и сократить издержки, но и найти потенциальные точки роста и развития.