По статистике свыше 70% потребителей ждут от компаний персонализированной коммуникации, при этом больше половины из них испытывают разочарование, если ее не получают. Это подтверждает опыт Netflix, Amazon или Spotify — их алгоритмы тщательно изучают поведение пользователя и персонализируют своё следующее предложение, предвосхищая его интерес. Для того, чтобы собрать и объединить данные о потребителях из разных систем, а также, что не менее важно, отследить, как меняются их вкусы с течением времени, и нужны CDP-платформы.
Несмотря на то, что компании хотят “отследить” путь своего клиента как в офлайн-, так и онлайн-каналах продаж, приоритетным направлением является именно онлайн, так как все больше отраслей трансформируют бизнес-процессы, интегрируя все большее число цифровых технологий и решений.
Например, еще несколько лет назад главными клиентами нашей платформы были компании из отраслей FMCG, DYI и ритейла. Сегодня же услугами KonnektU пользуются ведущие российские и международные компании из таких направлений, как: авто, недвижимость, девелопмент, финансовый сектор, фарма, оnline-сервисы и услуги. За прошлый год с использованием платформы было реализовано более 200 промокампаний и программ лояльности.
От CRM к CDP
KonnektU изначально представляла собой традиционную CRM-платформу для автоматизации маркетинга с возможностью гибкой настройки и управления любыми типами промокампаний и программ лояльности. Но несколько лет назад стало понятно, что одной из самых востребованных технологий станет CDP — унифицированная платформа, умеющая работать со всеми каналами взаимодействия с потребителями, обладающая гибкими инструментами сегментации и позволяющая формировать единый профиль клиента из всех каналов. Изучив лучшие международные практики и потребности наших клиентов, мы создали платформу по управлению клиентскими данными (CDP), объединив в ней весь накопленный опыт и несколько по-настоящему инновационных идей. В 2020 году мы вывели это решение на рынок.
“Под капотом” платформы собрана архитектура для обработки больших данных, позволяющая через интерфейс работать с огромным количеством сегментов, отгружать информацию в рекламные площадки, использовать директ-маркетинг, подключать алгоритмы машинного обучения, с помощью которых можно обрабатывать данные и повышать эффективность маркетинговых инструментов. KonnektU может достаточно быстро интегрироваться с любыми внутренними платформами клиента, создавать динамичные объектные модели и api-методы для объединения данных в единый профиль.
Отличительной чертой нашей платформы в первые годы ее существования являлась возможность ее кастомизации под нужды отдельно взятого заказчика. Тогда работа строилась таким образом: мы узнавали задачу клиента и “примеряли” ее на наши возможности. Если мы понимали, что на текущий момент у нас нет инструментов для ее решения, дорабатывали функционал платформы. Спустя некоторое время в нашем распоряжении оказалась система, обладающая максимально широким набором возможностей для запуска промокампаний, автоматизации программ лояльности, сервисами по директ-маркетинговым коммуникациям, таргетингу и аналитике.
Позже мы отказались от подобной модели — существующих инструментов более чем достаточно для формирования профиля клиента: мы подключаем те сервисы, которые необходимы, а также интегрируем внутренние системы клиента с нашей платформой и аккумулируем данные на своей стороне, либо обогащаем их на стороне клиента.
Однако и в этом правиле есть исключения. Так, для работы в сфере девелопмента нам пришлось практически полностью “пересобрать” платформу для решения задач клиента — крупного федерального застройщика жилой недвижимости. В итоге она смогла заменить 12 внешних и внутренних решений, собирающих данные о потребителе: от CRM до системы сквозной аналитики.
KonnektU + МТС
В 2019 году мы поняли, что наш продукт успешен, мы умеем его продавать, а компания cash-flow позитивна, но если мы хотим развиваться большими темпами, нужны инвестиции. Причем не столько финансовые, сколько профильные — доступ к технологиям, помощь в архитектуре больших данных или с выходом на новые рынки.
В сентябре 2021 года мы привлекли порядка 120 млн от венчурного фонда МТС. Основная цель нашего партнерства стратегическая — объединить возможности CDP платформы и Big Data МТС, одного из крупнейших игроков на рынке, и создать вертикально интегрированную систему, которая анализирует поведение потребителя и позволяет эффективно взаимодействовать с ним на всех этапах воронки. Сейчас мы развиваем наш продукт как в области технологий и больших данных, так и в области коммерческих продаж и совместной деятельности.
Почему МТС? Все просто: компания деперсонализированно обрабатывает обезличенные данные о 65 млн пользователей мобильной связи и своих экосистемных сервисов. Партнерство с МТС позволило клиентам KonnektU получить доступ к технологиям и возможностям обработки больших данных, расширенной аналитике.
Я думаю, что выбор в пользу МТС был максимально правильным, учитывая и текущую ситуацию, и возможности рынка, которые сейчас открываются. Инвестиции позволили нам не приостанавливать развитие в текущей ситуации, но наоборот активно привлекать новых клиентов, расширять команду и портфель сервисов и услуг.
Как работать в новых условиях?
Любой кризис, так или иначе, — движение вперед.
Конечно, мы столкнулись с рядом сложностей. Наши клиенты — крупный российский и международный бизнес. Ряд крупных иностранных компаний приняли решение приостановить работу на территории России, часть заняли выжидательную позицию. На мой взгляд, логичной будет аналогия с началом пандемии Covid-19, тогда многие компании также заморозили часть бюджетов на рекламу и аналитику.
Однако в текущей ситуации помимо вполне закономерной приостановки ряда проектов мы наблюдаем приток новых клиентов, которые ищут замену международным платформам на российское ПО. Причина этому – решение части американских и европейских CDP-платформ или «заморозить» дальнейшую продажу лицензий и развитие своего продукта на территории России, или окончательно покинуть рынок. Из-за этого крупным российским компаниям, которые до этого использовали зарубежные системы, приходится искать альтернативные решения.
Сегодняшний кризис для нас — это возможность улучшить свои бизнес-показатели и создать новые опции для рынка и клиентов.
Конечно, нам пришлось принять ряд стратегических решений, с помощью которых мы надеемся сохранить наши устойчивые позиции на рынке. В первую очередь, мы сократили горизонт планирования с года до квартала. Во-вторых, сместили фокус на отрасли, которые находятся в зоне меньшей турбулентности: ритейл, фарму, крупные онлайн-платформы, заметная часть из которых относится к экосистемным игрокам. Заметно вырос спрос со стороны компаний финансового сектора, который раньше в большинстве своем работал на международных платформах.
Мы полностью перестроили внутренние бизнес-процессы для того, чтобы компании могли достаточно быстро мигрировать с международных платформ на наши решения. На сегодняшний день на это уходит до 1 месяца.
Важно понимать, что ситуация неопределенности меняет не только бизнес-ландшафт, но и покупательские привычки пользователей сервисов и услуг. Тот пользовательский путь и опыт, который был хорошо знаком и привычен вашему клиенту, может претерпеть существенные изменения. Сейчас как никогда важно узнавать пользователя как можно ближе, следить за его вкусами и привычками и предлагать такой сервис или продукт, который предвосхитит его интерес.