Александр Горбунов: «Всё начинается с людей. Тема без лидера — сразу не заработает»

Александр Евгеньевич Горбунов — вице-президент по стратегии и развитию МТС с 2018 по 2023 год. Именно ему принадлежит идея создания нашего венчурного клуба: сообщества, в котором мы собрали фаундеров, инвесторов и представителей корпораций.

В подкасте «От сида до экзита» Александр Горбунов рассказал директору по инновациям и инвестициям МТС Дмитрию Курину о специфике Big Tech, сложностях корпоративного венчура и роли музыки в своей жизни.

Делимся самыми яркими тезисами беседы!

Как это было — бизнес в 90-е?

Это была такая дикая пора. Нормального бизнеса не могло быть по двум большим причинам: во-первых, колоссальная инфляция, и норма риска совершенно запредельна. Это приводит к тому, что ты не инвестируешь, не создаёшь ценности, а в основном управляешь оборотным капиталом, ищешь какие-то очень короткие арбитражи.

Второе — не устоялась система: не было компетенций, непонятно было, как построить устойчивый бизнес. Такое начальное время, которое, к счастью, быстро прошло. Рынок всё расставляет на свои места: если в системе падает риск и люди от пиратских правил переходят к цивилизованным, люди переключаются с роста моментального дохода на рост капитализации. И вот этот вот щелчок происходит только тогда, когда риски достаточно снизились, есть здоровая конкуренция, есть институты.

Один из уроков того времени — о важности стратегического мышления. Например, у меня куча одноклассников продавали «сникерсы» в ларьке, покупали «жигули» и казались какими-то космонавтами на фоне остальных, но прошло 2 года — и все ларьки куда-то рассосались. Ритейл стал цивилизованным, пошёл по другому пути. Это к тому, что нужно всё-таки понимать, в чем твоё долгосрочное предназначение и фокусироваться на том, что тебе нравится и что получается.

Экосистемы и Big Tech — есть ли разница?

Мне кажется, когда мы говорим «экосистема», мы на самом деле говорим про Big Tech: про платформенные решения, которые неизбежно стирают границы классических рынков. Мой любимый пример, как Цукерберга допрашивали в Конгрессе: «На Facebook есть финансовые транзакции, значит, вы финансовая компания?« — «Нет, мы технологичная компания?». — «Раз вы рекламу продаёте, значит, медиакомпания?» — «Нет, мы технологическая компания?».

Это действительно так. И если послушать того же Маска, зачем он, будучи технологическим предпринимателем, купил Twitter — он отвечает: какая разница, с чего ты начинал? Если занимаешься цифровым бизнесом, ты в итоге займёшься всем — продажами, финтехом, рекламой, медийкой, потому что всё это переплетено. Но при этом есть всегда один базовый бизнес, вокруг которого всё строится.

В МТС несколько лет назад был взят курс на построение цифровой экосистемы. Что делать корпорации, которая решила стать Big Tech?

Барьера три: люди, процессы и некая динамика, исторические показатели, если тебе их нужно ломать. Первое — нужно привлечь людей, которые способны что-то сделать. Всё начинается с людей. Ты не пойдёшь со старыми людьми заниматься новым бизнесом. Должен быть какой-то чемпион, которому поверит акционер, топ-менеджмент. Тема без лидера — она не работает.

Второе — есть определённые процессы, которые приходится ломать. Потому что когда организация старая и довольно функциональная, она становится уже в разумной степени бюрократической: у этой бюрократии есть некая защитная функция. И она должна быть, потому что любая корпорация — большая мишень. Риски для корпорации имеют другое значение. Так что какая-то бюрократия определённой эффективности должна быть. А дальше самая большая дилемма: с одной стороны, тебе нужна каким-то образом повышать эффективность, с другой — инвестировать. Вот этот разрыв всегда очень сложен.

Но в конечном итоге всё упирается в то, что нужен человек, драйвер, желание что-то поменять. Да, всё равно будут какие-то барьеры, но люди умеют между ними проходить, плавать. А если нету драйвера, остальное не будет работать.

Нужно ли вообще корпорациям возиться со стартапами?

Нужно. Во-первых, когда разработку части продуктов отдаёшь маленькой компании, которая их делает лучше, происходит развитие. Вопрос, как наладить такой обмен, чтобы это было выгодно и корпорации — и это моя задача как корпората.

Корпорации не хотят просто заработать на венчуре: для одного человека вложить миллион и заработать через несколько лет три — хорошая инвестиция, но корпорации это погоды не сделает. Нужен какой-то стратегический выхлоп: как эта технология, эти люди, продукт, поменяют суть корпорации?

Но косвенный эффект тоже очень важен. Есть всё-таки некая предпринимательская продуктовая культура, и люди, которые в ней варятся, гораздо лучше понимают её. Это другой язык, другое восприятие — любой корпорации очень важно понимать, где происходит движении и быть на острие вот этих передовых вещей.

Расскажи немного о своей творческой деятельности. И про псевдоним — Алгоритмыч.

Алгоритмыч расшифровывается, как «Александр Горбунов, ритмично мычащий».

В какой-то момент я вернулся к армейской привычке что-то сочинять с гитарой. Понял, что нравится. Потом понял, что каждый должен заниматься своим делом — мне нравится придумывать, но петь я не очень умею, поэтому я нашёл группу, которой заказал аранжировки.

Когда я сделал первый профессиональный диск с группой, сын спросил меня: зачем ты этим занимаешься? И я, значит, говорю: «У меня есть две практических цели и одна мечта. Про практические — хочу когда-нибудь услышать, как кто-то играет мою песню, вот просто случайно. А вторая — очень хочу, чтоб моя песня была в фильме?».

И вот как-то мне звонит сын и говорит: «Слушай, идём с приятелями по Пушкинской площади, и там твоя группа играет твою песню?». А насчет второго — две мои песни вошли в фильмы с суммарным просмотром почти 10 млн человек. А однавыиграла конкурс кинопесни.

Это совершенно точно не коммерческий проект. Просто в какой-то момент ты начинаешь задумываться, что останется после тебя, и это непростая тема. Для меня искусство, даже если оно очень камерное и маленькое, это одна из вещей, которая переживает людей. И когда ты понимаешь, что своей музыкой оказал какое-то влияние, кому-то доставил радость — это колоссальное чувство удовлетворения, которое гораздо важнее, чем известность, популярность и деньги.

Нам было нелегко выбрать только несколько фрагментов из этой беседы — поэтому крайне рекомендуем послушать подкаст с Александром Горбуновым полностью на любимой площадке!

Ссылка на источник