Этому будет способствовать рост цен на электронику в розничных продажах и низкая ежемесячная стоимость подписки в сервисах
Объем рынка долгосрочной аренды устройств в России (DaaS – Device-as-a-service) может вырасти в 17 раз и превысить 15 млрд руб. к 2027 г. К такому выводу пришли аналитики MTS StartUp Hub (инвестиционный блок одноименного оператора). В рынок DaaS входит аренда смартфонов, ноутбуков, планшетов, игровых приставок, средств индивидуальной мобильности и проч., арендуемых на срок от нескольких дней. По оценке компании 2022 г., суммарная выручка игроков на российском рынке подписок на девайсы в 2022 г. составляла 900 млн руб.
Сейчас основные игроки на российском рынке шеринг-экономики – это «Мой девайс», «Арентер», Forward и «Педант», перечисляет руководитель центра развития бизнеса MTS StartUp Hub Сергей Деревцов. А наиболее перспективные категории устройств для аренды, по его словам, – средства индивидуальной мобильности (электросамокаты, моноколеса и проч.) и персональная электроника (смартфоны, планшеты, ноутбуки, приставки). Развитие рынка будет стимулировать рост цен на электронику в розничных продажах, низкая ежемесячная стоимость подписки в сервисах, а также возможность отказаться от подписки в любой момент, добавил Деревцов.
«Девайсы по подписке не обязательно будут новыми, часть из них будет восстановленными, – объясняет эксперт. – Именно на б/у девайсах больше всего зарабатывают компании в модели DaaS». Поэтому развитие рынка шеринга устройств будет стимулировать и появление крупных сервисных компаний, которые смогут обеспечить стабильный поток восстановленной техники для ее дальнейшей сдачи по подписке, добавил он. При этом, отмечает Деревцов, подписочной модели придется бороться за потребителя с развитыми кредитными инструментами, такими как беспроцентная рассрочка, кредит, BNPL (buy now, pay later – покупай сейчас, плати потом).
Шеринг-экономика в России, как и в других странах, только формируется, рассуждает венчурный инвестор, основатель инвестиционной компании A.Partners Алексей Соловьев. При этом сегодня этот сегмент экономики один из самых быстрорастущих в мире, отмечает президент Международной организации инвесторов Investoro Виталий Полехин. Расцвет шеринг-экономики еще впереди, соглашается основатель аналитической компании Dsight Арсений Даббах.
«Device-as-a-service имеет большие перспективы именно на российском рынке, так как до сих пор из-за законодательных нюансов эта модель не сильно распространена. Во многих странах пользователи получают смартфон вместе с тарифом связи и имеют возможность менять устройство с выходом новых моделей. А это огромный рынок, в России практически отсутствующий. Поэтому сильный рост будет именно из-за низкой базы», – считает Полехин. С ним согласен аналитик компании ФГ «Финам» Леонид Делицын: по его словам, рост рынка будет обеспечивать именно рост аудитории сервисов.
В других странах особого роста этого сегмента не ожидается, так как большинство игроков уже давно субсидируют стоимость устройств за счет заработка на сопутствующих услугах или контенте, говорит Полехин. Например, Amazon субсидировал стоимость устройства для чтения электронных книг Kindle, зарабатывая на продажах самих электронных книг. Таким образом, модель подписки на устройства просто не выдерживает конкуренции с продажами тех же устройств по низкой цене, следует из его слов.
Наиболее перспективными направлениями в ближайшие годы будут сервисы долгосрочной аренды авто и средств индивидуальной мобильности, недвижимость (например, коворкингов), оборудования (инструментов, телефонов, зарядок), одежды и аксессуаров премиум-сегмента, рассуждает Даббах. По словам Полехина, основной рост будет в сегментах высокой стоимости владения: например, яхт и бизнес-джетов, а также дорогих предметов узкого предназначения.
«Потенциал [российских игроков рынка] огромный, хотя по аренде самокатов Москва уже номер один игрок в мире. Whoosh разместилась на бирже, «Мой девайс» / Whizz вышла в Нью-Йорк, «Яндекс» растет в Казахстане и летом в некоторые дни выручка достигала 30 млн руб. в день, «Педант» растет 2х+, и в 2023 г. выручка превысит 4 млрд руб. включая ремонт техники», – говорит Даббах.
«Отрадно, что многие из компаний [на рынке шеринговых сервисов] получали инвестиции от корпораций, частных фондов, розничных инвесторов, – рассуждает Соловьев. – Все это служит иллюстрацией того, что данный сегмент рынка «на хорошем счету» у инвесторов. И это оправданно: ведь потенциал роста многих этих игроков измеряется сотнями процентов, а рынок в этих и других сегментах далек от насыщения».