На что инвесторы смотрят в первую очередь, а какие моменты их могут отпугнуть в дата-руме — секретном архиве документов, на который смотрят перед принятием решения об инвестициях. В статье a16z подсказали, что нужно знать стартапам, когда они садятся за наполнение дата-рума.
Что должно быть в дата-руме?
-Питч-дек. А в нем — тезис компании, видение продукта, данные о конкурентной среде и примерный план использования инвестиций.
-Каптейбл. Наглядно покажет структуру акционеров стартапа.
-Исторический P&L и burn. Покажут, сколько стартап способен зарабатывать и сколько денег ему нужно для этого тратить.
-Операционные метрики:
- Динамика роста пользователей.
- Каналы привлечения пользователей и их стоимость.
- Вовлеченность пользователей.
- LTV/CAC и срок окупаемости привлечения клиентов (например, расходы на маркетинг). Инвесторам нужно знать, сколько средств стартап в среднем тратит на привлечение одного клиента (CAC), сколько прибыли может в среднем получить от клиента (LTV), и как быстро окупятся вложения.
Также, хоть в западном мире это не обязательно, у венчура в РФ свой путь мы бы добавили в дата-рум следующие данные:
-Объем рынка. Для понимания потенциального роста стартапа в условиях нынешней конкуренции.
-Финмодель стратапа. Инвесторам нужна прозрачность: текущее состояние стартапа на данный момент и в каком направлении он планирует двигаться в будущем.
А чего быть не должно?
-Бухгалтерские и юридические документы. Их запросят отдельно, если инвесторам станет интересно.
«Красные флаги» для инвесторов в дата-руме:
- Ограниченная историческая финансовая отчетность. Согласитесь, отчет за 3 месяца выглядит подозрительно, если стартап существует уже 3 года.
- Выборочно представленные показатели. Как бы ни хотелось обратить внимание на сильные моменты, лучше дать полную картину.
- Несовпадение данных в колодах и таблицах. Когда будете исправлять числа на более актуальные, проследите, чтобы нигде не осталось старых данных.
Такой вот дата-рум получается